Персонаж Сечкина в киноповести «Вкус хлеба»

Редактировать
Просмотров 2
Персонаж Сечкина в киноповести «Вкус хлеба»

Кого и как показывают нам отечественные кинематографисты в последние десятилетия ХХ века? Каким им в то время представлялся характер современного человека? Кого мы увидим прежде всего, приметим и выделим на длинном, густо населенном, шумном кинематографическом шляхе? Вот спешит, озабоченно крутя головой, Сечкин; вот едет на расхристанном «Москвиче» доктор Нечаев; останавливается Софико и всматривается внимательно и тревожно в мелькающие мимо лица; вот мы видим уверенную поступь слесаря Гоши, а вот идет с неизменной своей веселой улыбочкой Алексей Устюжанин...

Характер Сечкина — одного из героев цикла картин «Вкус хлеба» — предстает перед нами уже сложившимся и не меняется до конца. Драма не в нем — вокруг него. Может быть, в душе Сочкина и бушуют страсти, но нам они не видны. С виду Сечкин ясен, легок, улыбчив, прост. Таким его играет С. Шакуров, играет азартно и весело. В его герое есть доверительная открытость нрава, подкупающая людей. Он из тех, у кого и хитрость-то сразу заметна — написана на лице. Но при этом он далеко не однозначен: в нем прячется другая хитрость, глубоко скрытая. Иногда Сечкин скоморошествует. В кабинете замминистра, закрыв глаза, крутит перед картой пальцем и попадает точнехонько в местоположение известного курорта. Его простодушные, шутовские, милые хитрости открыты всем. Сечкину того и надо. Свойская шутейность атмосферы, легкая несерьезность тона выгодны Сечкину. Он их сам создает, потому что не уверен в том, что поедет, не знает, как еще к этому отнесется Саня, жена. Скоморошеством он прикрывает пускай и недолгие, но сомнения. Он понимает, что в какой-либо категорической форме высказывать их здесь нельзя — слишком серьезен кабинет и слишком важно дело, из-за которого его позвали.

Но в главном Сечкин прям, не знает колебаний. А поступки подчас совершает неожиданные. Порой его экстравагантность кажется наносной: конечно, подвыпившие мужики и не то вытворяют, и все же скачки на швабрах представляются мне эксцентрикой ради одного лишь доказательства живости и импульсивности характера, но чересчур уж заметного доказательства. Конечно, позвонить из Канады в степной совхоз в общем-то возможно, но кричать через океан о том, как он любит Саню, вряд ли стоит: это, может быть, в характере Сечкина, но против искусства, поскольку излишне, уже навязчиво доказывает широту натуры. Но в большинстве эпизодов фильма непривычность действий и поступков Сечкина оправдана свойствами его души, ее состоянием: они-то и организуют характер в целом.

Сечкин — человек переходного времени. В нем многое осталось от его знаменитых предшественников — колхозных председателей 30—40-х годов. Например, партизанская лихость. Способность безоглядно пойти на риск, ради интересов дела полезть порой и на рожон. Эта способность проявляется в эпизоде выступления Сечкина по телевидению. И в том, как Сечкин отодвигает сроки сева, скрывая их от райкома и обкома. Похоже поступали и тогдашние лучшие председатели, обрастая, как репьем, выговорами. Но именно в таком выступлении по телевидению для Сечкина есть и расчет: так его правоту услышат не только соратники — председатели, директора, члены бюро райкома, услышит общественность — колхозники, рабочие совхоза, рядовые члены партии. В его расчетливости нет мелкого. Она высока. И современна. Бригадир Потапов отказывается от премии расчетливо. Случай, по мнению многих производственников, тоже довольно экзотический, но сам ход, по раскладу Потапова и его ребят, точный, позволяющий в разговоре выйти за пределы хозяйственных мелочей — такой ход сразу «тянет» за собой вопросы общественного бытия. За расчетливостью Сечкина — чувство гражданской безупречности своей позиции, точность научных предвидений, чувство поворота к лучшему, который совершается уже и будет развиваться, чувство диалектики времени. Не потому ли так мало обеспокоен Сечкин в самый критический для него час? Или же это свойство таких натур: сердечная боль никак не отражается на лице? Что до настроения, то оно скорее даже приподнятое. Что ж, есть твердая убежденность в своей правоте. Есть и опыт бойца: и фронтовик, и целина подбавила закала. Но какими бы ни были наши соображения на этот счет, эпизод, где судьба героя на переломе, не волнует. А ведь он мог быть самым сильным во всей тетралогии. В сюжете фильма есть развитие идей, которые принимает Сечкин с тем, чтобы потом на свой страх и риск претворить их в практике. но нет развития души. И здесь, в эпизоде, когда возникла единственная, пожалуй, на протяжении всего фильма возможность увидеть ее муки (Сечкина исключают из партии), их, мук этих, тоже нет. Не потому, что Сечкин внешне как-то не особенно горюет — в конце концов потрясения сердца можно передать и через внешнюю ровность поведения, — а потому, что мы предугадываем очень скорое и счастливое завершение эпизода этой драматической ситуации.

Важнейшее общественно-историческое событие, перевернувшее жизнь страны и тотчас же изменившее судьбу героя «Вкуса хлеба», не замедлит произойти в финале. То, что оно состоялось, — большая правда жизни; то, что в фильме оно слишком быстро и слишком явно в стремительности своего наступления подверстано к судьбе Сечкина, противоречит правде искусства. Или, во всяком случае, ослабляет напряжение этой правды. После этого победа героя и в нравственном смысле, и в смысле практического существа дела кажется легкой, теряет в цене. Союз идей и сердца в этом важнейшем эпизоде не состоялся.

В этом отношении полезно соотнести Сечкина с прямым его предшественником — Трубниковым, в душевной сути которого идея и сердце неразделимы до конца. У Сечкина, оговоримся сразу, в большинстве эпизодов они в полной гармонии, иначе не стоило тогда о Сечкине и говорить; речь идет только о последних эпизодах картины. Противоречия времени показаны в фильме подробно и бескомпромиссно. Они влияют и на жизнь Сечкина, но чем ближе к финалу, тем, несмотря на внешнюю остроту, во все более и более облегченной форме. Правда, Трубников действует в более суровых исторических обстоятельствах, он тяжко скован ими. Сечкин же внутренне свободен: другие времена. И не от этой ли внутренней свободы современной личности — импульсивность поступков, раскованность поведения? Что делает Сечкин, когда к нему в контору является механик с заявлением об уходе? Он поступает в соответствии с движением души и одновременно логично, в полном соответствии со своим расчетом. В самом деле, как ему уломать такого нужного хозяйству человека? Кричать на него? Повернется и уйдет. Уговаривать? Поможет ли? Да и времени на уговоры нет. Единственный выход — его надо поразить. Что и делает директор совхоза, бухаясь перед механиком на колени и стуча лбом об пол. Но эта неожиданность, диковинная для механика, не столь уж неожиданна для нас. Трудно представить героя прошлых лет, который мог бы поступить так же.

Но в фильме приготовлен другой эпизод, один, пожалуй, из самых эффектных в картине. Сечкин взывает во время засухи к... богу. Его никто не видит и не слышит, только мы (впрочем, какое бы многолюдство ни царило в кадре, герой всегда прежде всего наедине с нами, зрителями). Говорить о том, что Сечкин не верит в бога, излишне. Но душа его накалена до такого горького предела, что только и остается, как обратиться к богу: кто еще поможет?! Имя бога, однако, лишь названо, оно только знак, которым пользуется Сечкин, вымаливая дождь, ливень, грозу, хоть каплю влаги. Не у бога, конечно, у природы. Уважение к ней — в основе крестьянского нравственного чувства.

Одной из важнейших черт национального русского характера является совестливость, «Поступать по совести» и, наоборот, «поступать не по совести» — пожалуй, самые сильные оценочные категории народной морали, самая точная ее мера. Действия Сечкина вызваны этим же чувством, хотя, вероятно, он его и не осознает: конечно, ему далеко не безразлично, что скажут в конце концов о нем люди, но не это главное, главное — польза общества. О ней он и думает. «Поступать по совести» для него естественно.

Но к этому исконному чувству прибавляется еще одно, уже осознанное — убеждение коммуниста. Так выявляются в этом характере свойства новой, современной нравственности.

Рассказать друзьям:

Сейчас в кино:

Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки

7 июля 2017 г.
приключения, боевик, комедия, фэнтези
Просмотр

Чудо-женщина

23 июня 2017 г.
приключения, фантастика, боевик, фэнтези
Просмотр

Чужой: Завет

3 августа 2017 г.
приключения, фантастика, триллер
Просмотр

Большой

11 мая 2017 г.
драма
Просмотр

Трио в перьях

18 мая 2017 г.
приключения, мультфильм
Просмотр

Сейчас в читают:

Актёр Евгений Урбанский

В небольшом зале Дома литераторов Евгений Габрилович читал свой сценарий «Коммунист». Чувствовалось, что в советском киноискусстве рождается образ, «се существо которого вылилось б чеканном слове — коммунист. Невольно думалось: кто же из актеров возьмется за его воплощение?

Через некоторое время на киностудию «Мосфильм» пришел юноша и заявил, что хочет сниматься в роли коммуниста Василия Губанова. О себе сообщил кратко: никогда не играл ни в кино, ми в профессиональном театре, учится в студии МХАТ. До этого — детство в жарком Ташкенте, юность в заметенном снегами заполярном городке Инта, потом неоконченный Горный институт и студия. Евгений Урбанский — высокий, мускулистый парень. Открытое, смуглое лицо с твердым упрямым взглядом. Вихрастая голова на сильной шее.

После пробы ему, а не многим другим, сказали — он подходит. Сейчас это кажется естественным, «о тогда для такого решения потребовалась проницательность режиссера Юлия Райзмана, который «открыл» немало ныне знаменитых киноактеров.

Райзман начал работу с Урбанским съемками самых сложных лирических эпизодов: встречи героя с Анютой. Здесь актер должен был показать то новое, неведомое, что поразило молодую женщину ib Василии. Его прямодушие, благородство, умение преодолевать трудности во имя счастья всего народа, отдавать другим и последний кусок хлеба, и силы, и счастье, и саму жизнь.

Каким хотел показать коммуниста актер? Его героя отличает огромная искренность, убежденность >и редкая сила в выражении чувств. В Василии Губанове все естественно. Мы верим самым могучим проявлениям его воли, когда в лютую стужу один готов он вырубить целый лес, когда, весь окровавленный, умирающий, поднимается он с земли навстречу врагам.

Позже, в фильме «Испытательный срок», Урбанский сыграл эпизодическую роль. В гимнастерке, с боевым орденом, сильный, прямой, произносит он чуть наивную, нескладную «зажигательную» речь. И зрители узнают в нем Губанова, как в годы войны узнавали родившихся вновь Максима, Чапаева.

Свежим, ярким, нужным вошел Василий Губанов в киноискусство. Нужно сказать, что на образ этот работало все: и вдохновение молодого актера, и талант драматурга, и блестящая режиссура, и мастерство операторов и художников.

Актер вложил в своего героя силу, бурный темперамент и огромную веру. Эти качества прямо выражали смысл образа, чистыми красками переходили в него. Зрителей удивляло органичное слияние актера и образа. Но это еще нельзя было назвать мастерством. В игре Урбанского эмоциональность оказалась сильнее зрелого, собранного владения характером.

Прекрасно, могла путь актера в искусстве открывается образом могучим. Первая роль — важный, но и опасный рубеж. Сколько раз видели мы, «ак, ослепленный успехом, актер ставил перед собой только одну цель — сниматься, сниматься! Сниматься в чем попало, подряд, одновременно, играя все хуже, беднее, одно и то же, теряя приобретенное вначале.

Урбанский избежал такой опасности. Он поступил в труппу драматического театра имени К. С. Станиславского, где и началась школа мастерства. Мы встречаем его в серьезных и разных ролях. Это Петр Петрус в «Такой любви», Март в «Блудном сыне», Мышлаевский в «Днях Турбиных», Ричард в «Ученике дьявола», Ян в «Первом дне свободы».

Второй работой Урбанского в кино была роль проводника Сергея Степановича в фильме «Неотправленное письмо». Даже внешне он мало походил на Василия. Урбанский искал иной характер.

Скупо обрисованный драматургами характер замкнутого, мрачноватого, внешне бесстрастного человека требовал объяснения. Почему он именно такой? Это, размышлял актер, — человек, молодые годы которого исковерканы войной. Поэтому он одинок, замкнут, угрюм. Тем более сильным, необычным должно быть его внезапно возникшее чувство к Тане.

Таким показал нам Урбанский проводника. Был ли это шаг вперед? Пожалуй, нет. Образ получился прямолинейнее и несравненно беднее Губанова. Трудно винить в этом актера. На всех исполнителях «Неотправленного письма», фильма своеобразного, вообще лежала печать некоей скованности и бесстрастности: о чувствах героев рассказывали не столько актеры, сколько постановщик и оператор.

В «Балладе о солдате» Урбанский сыграл небольшую роль инвалида Василия, с которым повстречался Алеша Скворцов.

Эпизодическая роль требует от актера отточенной техники. Надо найти образ сразу, с первого кадра, с первой реплики.

Мы заметили знакомую вихрастую голову среди вокзальной толпы. Вот Урбанский — Василий резко обернулся. На лице — возбуждение и глубокая складка горечи. Чувствовалось, что это человек бурный, сильный. Но силу его будто подкосили, поставив нет костыли.

В этом кадре — весь образ, найденный сразу, скупой, единый, как сжатый в горе кулак. Дальше актеру остается лишь углублять, выписывать найденное, рисуя отчаяние героя, душевное смятение, искру веры. Здесь все сильно, остро, точно. Смех, вдруг прорвавшийся от соленой солдатской шутки. Этой скупой деталью актер будто распахивает дверь в прежнюю жизнь Василия. А вот настоящее — сцена встречи с женой. Сначала, не видя её, не веря в её приход, обмер он, впившись руками в костыли, — весь страдание, боль, отчаяние.

В образе Василия Урбанский по-своему показал частицу горькой правды военных лет.

Этой ролью началось творческое содружество актера с режиссером Г. Чухраем. Очевидно, новая встреча нужна была им обоим. Ведь общение настоящих художников никогда не обрывается концом съемок.

Сейчас Урбанский закончил работу над главной ролью нового фильма Чухрая «Чистое небо». Его герой, летчик Астахов, проходит сложный путь. Здесь и война, и плен, и «воскрешение из мертвых», и трудные поиски счастья. Путь актера еще весь впереди. Но и сейчас ясно: Урбанский начал правильно. Он не втиснул свое дарование в некий «типаж», «амплуа». Помог здесь театр, помогло то счастливое обстоятельство, что снимался он у трех очень разных и очень интересных режиссеров, и, конечно, помог собственный талант. Урбанский о своих ролях говорит: «Смотрю, и теперь что-то не нравится... Сейчас я сыграл бы не так...»

Это драгоценная черта для актера!

Просмотр

Скарлетт Йоханссон подает на развод

Скарлетт Йоханссон подает на развод с мужем французским журналистом Романом Дориаком.

Развод пары наступает через несколько месяцев после того, как выяснилось, что Скарлетт и Ромен расстались.

32-летняя актриса Ghost in the Shell подала в суд на Ромена в Верховном суде Манхэттена во вторник. Она сказала, что их брак «безвозвратно нарушен», и попросила судью предоставить ей основную опеку над их двухлетней дочерью Розой Дороти Дауриак.

Адвокат сказал: «Она хотела бы переехать во Францию ​​вместе со своей дочерью».

Скарлетт и Ромен поженились вскоре после рождения Розы в 2014 году. Церемония состоялась на частном ранчо в Монтане.

Это второй развод Скарлет. Она и звезда Дэдпула Райан Рейнольдс развелись в 2011 году после почти трех лет брака. 

Просмотр

Дисней рассматривает продолжение фильма «Красавица и чудовище»

Последний хит Диснея, римейк «Красавица и чудовище», завоевал популярность среди зрителей.

В недавнем интервью Deadline президент производства Disney Шон Бейли (Sean Bailey) подтвердил, что студия рассматривает возможность саги или сиквела.

Но не ждите прямого продолжения сказки, столь же древней, как время. После неудачи Алисы через зазеркалье, студия опасается попыток другого продолжения классического фильма в своем каноне.

Независимо от того, что студия решит, в ближайшие годы Disney собирается выпускать новые ремейки своих анимационных фильмов, в том числе: Mulan, который не будет мюзиклом, Король Лев и Алладин. 

Просмотр

Чарли Шин говорит, что знает, какие другие звезды инфицированы ВИЧ

Чарли Шин утверждает, что знает, какие звезды являются ВИЧ-положительными, но пообещал сохранить эту информацию конфиденциальной.

В среду (22 марта) победитель «Золотого глобуса» был показан в программе Kyle & Jackie O Show - австралийской программе для завтрака - и честно обсудил свою собственную борьбу с ВИЧ.

Затем, когда ведущий открыл тему и спросил Чарли, есть ли другие звезды, которые являются ВИЧ-положительными, которые не решаются сказать это,

51-летний мужчина сказал: «Есть, и я знаю, кто они, но я оставлю этот секрет».

Затем Чарли начал разговор о «чудо-наркотике», который он получает, чтобы сохранить здоровье.

Он сказал: «Вот абсолютная ирония судьбы - с чудо-лекарством, на котором я нахожусь, это PRO-140, я на самом деле более безопасен, чем люди, имеющие риск заразиться»

В ноябре 2015 года актер Angger Management объявил о своем ВИЧ-положительном статусе.

Просмотр

Актриса Шэннен Доэрти борется за запрет торговли собачьим и кошачьим мясом

Шэннен Доэрти на мероприятии для Animal Hope & Wellness Foundation заняась борьбой против потребления человеком собак и кошек.

С помощью своего брата-лоббиста Шона, звезда объединилась с вашингтонскими законодателями, чтобы поговорить о новом законопроекте 1406 года о праве на торговлю собакой и кошкой.

Для Шеннен, как и для многих других, недопустимо разрешать потребление животных, которые дают нам гораздо больше, чем просто общение.

«Мы, как американцы, обучили собак делать удивительные вещи - они защищают от пуль наших офицеров и обнюхивают бомбы ... Они являются частью нас и мы должны вставать и защищать наших животных».

Актриса, работающая с Фондом Animal Hope & Wellness Foundation в Лос-Анджелесе, говорит, что борьба с раком дала ей новую перспективу в жизни: «Наличие рака приводит вещи в иной фокус».

Кажется, что ее борьба с раком дала ей силу и решимость не только бороться с болезнью, но и бороться за тех, кто не может помочь себе. 

Просмотр
Наверх