Александр Блок и кино

Редактировать
Просмотров 1
Александр Блок и кино

16 ноября исполняется 136 лет со дня рождения великого русского поэта Александра Блока.

Современник ярких исторических событий, он отразил в своем творчестве черты бурной, неповторимой эпохи. Дыханием века, его бурь и тревог овеяны лучшие произведения поэта. Тонкий и проникновенный лирик, Блок был честным художником и мужественным патриотом Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как неудержимый «мировой пожар», уничтожающий все отжившее, костное. Страстно звучит его призыв, обращенный к современникам: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте Революцию».

Творческое наследие поэта, помимо стихотворений и поэм, включает также его статьи и заметки о литературе и искусстве. Одна из малоизвестных страниц этого наследия связана с кинематографом. Поэт был очень внимателен к зарождавшемуся русскому кино, пытался осмыслить новые возможности искусства «десятой музы».

Что давали поэту частые прогулки по вечернему, а нередко и ночному городу? «Но я люблю свою погибель, как мокрых улиц тишину». Не в эти ли минуты все чаще обращался он в мыслях к синематографу — Чудо-зрелищу», магу и волшебнику современной ему толпы?

Петербург начала века трудно представить себе без «мигающего синема». Город и кинематограф — уже неразделимые — входят в круг размышлений поэта. «Городские» стихи А. Блока полны то нежной грусти перед «мерцаньем», «обманом», «пустынностью» города то чуть ли не преклонения перед его «газом», «дымогарью», «электрическим сном наяву». И вдруг среди всего этого — веселое пятно экрана, «забава», «мимолетная мелочь» жизни, где, сидя в темноте, можно мечтать

1. «И грезить, будто жизнь сама

Встает во всем шампанском блеске,

В мурлыкающем нежно треске

Мигающего cinema!»

2. «Кинематографы на Невском растут как грибы», — радостно сообщал своим читателям популярный тогда журнал «Сине-фоно». Где они только не возникали! В маленьких квартирках, каких-то сараях, заброшенных ателье. На родной улице Александра Блока, Офицерской, их было целых три: «Дона-Глория», «Мираж» и «Эльдорадо».

3. «Кинематограф вечером» — таков новый мотив писем и заметок поэта. Обычно рассказы о кино дружелюбны, но не без иронии, этакой усмешки и над собой — зрителем и над экраном — искусителем. Особенно когда речь идет о каком-нибудь «боевике» В этих случаях А. Блок делал записи в стиле Ната Пинкертона, шутливо пародируя штампы очередной «мировой фильмы». 4. «Сегодня вечером я приеду за тобой на своем автомобиле, в Лештуков переулок (там было совершено какое-то преступление), и мы отправимся на мои золотые прииски. Постарайся обмануть тетку... Твой Александр Блок». И они шли на Большой проспект Петербургской стороны — в «Мулен-Руж», «Лиру» или «Кристалл-Палас».

М. Бекетова вспоминала, что А. Блок «любил забираться в какое-нибудь захолустье, туда, где толпится разношерстная публика, не нарядная, не сытая и наивно впечатлительная, и сам предавался игре кинематографа с каким-то особым детским любопытством и радостью».

Иронизируя над «знатным бароном» или «таинственным зетом» — героями салонных драм и боевиков, — А. Блок тем не менее пристально всматривался в новое искусство кино, которым тогда оно еще, в сущности, и не было. Его пугали пошлость, безвкусица, коммерция, опутавшие тогдашнее кинопроизводство. Но одновременно кино влекло к себе и много обещало.

Из «Записных книжек» за 1907—1908 годы.

6 марта: «На полотне кинематографа тореадор дерется с соперником. Женский голос: «Мужчины всегда дерутся».

26 апреля: «Китайский фонарик». Так назывался кинематограф на Садовой улице, который, вероятно, посещал А. Блок.

Из письма к матери от 5—6 декабря 1908 года: «Оттепель. Петербург и кинематографы мне опять нравятся».

Дневник, 6 декабря 1912 года: «Вечером — и вчера и сегодня — уличные миниатюры с кинематографом, — живее много театрального».

Таких записей немало в дневниках поэта. «Записная книжка» Блока дарит мелкие подарки, извлекая из бездны забвенья и возвращая даты полузабытым событиям», — писала Анна Ахматова. Вот одна из них — 20 апреля 1914 года: «Вечером мы смотрели Асту Нильсен в «Гиганте». В тот день там шел фильм «Беспокойная девчонка». Имя датской актрисы все чаще мелькает в записях поэта. «...Ему нравилась Аста Нильсен, — вспоминала артистка В. Веригина. — Впрочем, она тогда нравилась нам всем, не могла не нравиться».

Постепенно предметом симпатий А. Блока становится новый кинематограф — противник «красивых уютов» и горохового пальто Ната Пинкертона. Это искусство в чем-то сродни близким ему литературе и театру. Особенно театру. Если раньше, на заре «cinema», поэт считал, что театр имеет мало общего с кинематографом, то впоследствии изменил это мнение. А. Блока всегда привлекал реализм, добротная «проза» мастеров Московского Художественного театра. «Очень люблю психологию — в театре. И вообще чтобы было питательно». И вот там решают поставить «Розу и крест». Роль Изоры предназначалась для О. Гзовской, которая в те годы уже снималась в кино. Запись от 19 мая 1916 года: «В игре Гзовской есть искусство. Умеренность и благородство (сравнительно) обличают Московский Художественный театр. Это — новый период кинематографа, который теперь пойдет, вероятно, по России...» Примечательно, что в этих записях А. Блок одним из первых в России анализирует игру театрального актера в кино, отмечает те качества его таланта, которые ярче могут раскрыться на сцене или на экране.

Поэт восторженно встретил Октябрьскую революцию. В ноябре 1917 года ВЦИК пригласил в Смольный представителей художественной интеллигенции, чтобы обсудить вопрос об ее участии в строительстве новой жизни.

Среди них был и А. Блок. «Может ли интеллигенция работать с большевиками?» — на этот вопрос анкеты поэт ответил вполне определенно: «Может и обязана». В августе 1918 года А. Блок получил предложение написать сценарий для кинематографической фирмы «Русь». Режиссер А. Санин, знакомый А. Блоку еще по МХТ, писал: «...Нет ли у Вас, дорогой Александр Александрович, чего-либо готового для кино, или нет ли у Вас мысли, позыва написать что-либо для кино — Вы можете это сделать и красиво, и глубоко, и значительно...» На это предложение А. Блок вскоре ответил: «Готового для экрана у меня ничего нет, но я не раз думал писать для него; чувствую, однако, всегда, что для этого надо найти в себе новую технику». К сожалению, в бумагах поэта нет никаких следов работы над сценарием. Однако показательно уже само по себе желание работать в кино, попытаться освоить его своеобразный язык. Жаль, что это желание осталось неосуществленным.

Кинематографическая «страничка» в жизни А. Блока, отмеченная его трогательной любовью и вниманием к «десятой музе», — одна из интереснейших в наследии великого поэта России.

Рассказать друзьям:

Сейчас в кино:

Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки

7 июля 2017 г.
приключения, боевик, комедия, фэнтези
Просмотр

Чудо-женщина

23 июня 2017 г.
приключения, фантастика, боевик, фэнтези
Просмотр

Чужой: Завет

3 августа 2017 г.
приключения, фантастика, триллер
Просмотр

Большой

11 мая 2017 г.
драма
Просмотр

Трио в перьях

18 мая 2017 г.
приключения, мультфильм
Просмотр

Сейчас в читают:

Актёр Евгений Урбанский

В небольшом зале Дома литераторов Евгений Габрилович читал свой сценарий «Коммунист». Чувствовалось, что в советском киноискусстве рождается образ, «се существо которого вылилось б чеканном слове — коммунист. Невольно думалось: кто же из актеров возьмется за его воплощение?

Через некоторое время на киностудию «Мосфильм» пришел юноша и заявил, что хочет сниматься в роли коммуниста Василия Губанова. О себе сообщил кратко: никогда не играл ни в кино, ми в профессиональном театре, учится в студии МХАТ. До этого — детство в жарком Ташкенте, юность в заметенном снегами заполярном городке Инта, потом неоконченный Горный институт и студия. Евгений Урбанский — высокий, мускулистый парень. Открытое, смуглое лицо с твердым упрямым взглядом. Вихрастая голова на сильной шее.

После пробы ему, а не многим другим, сказали — он подходит. Сейчас это кажется естественным, «о тогда для такого решения потребовалась проницательность режиссера Юлия Райзмана, который «открыл» немало ныне знаменитых киноактеров.

Райзман начал работу с Урбанским съемками самых сложных лирических эпизодов: встречи героя с Анютой. Здесь актер должен был показать то новое, неведомое, что поразило молодую женщину ib Василии. Его прямодушие, благородство, умение преодолевать трудности во имя счастья всего народа, отдавать другим и последний кусок хлеба, и силы, и счастье, и саму жизнь.

Каким хотел показать коммуниста актер? Его героя отличает огромная искренность, убежденность >и редкая сила в выражении чувств. В Василии Губанове все естественно. Мы верим самым могучим проявлениям его воли, когда в лютую стужу один готов он вырубить целый лес, когда, весь окровавленный, умирающий, поднимается он с земли навстречу врагам.

Позже, в фильме «Испытательный срок», Урбанский сыграл эпизодическую роль. В гимнастерке, с боевым орденом, сильный, прямой, произносит он чуть наивную, нескладную «зажигательную» речь. И зрители узнают в нем Губанова, как в годы войны узнавали родившихся вновь Максима, Чапаева.

Свежим, ярким, нужным вошел Василий Губанов в киноискусство. Нужно сказать, что на образ этот работало все: и вдохновение молодого актера, и талант драматурга, и блестящая режиссура, и мастерство операторов и художников.

Актер вложил в своего героя силу, бурный темперамент и огромную веру. Эти качества прямо выражали смысл образа, чистыми красками переходили в него. Зрителей удивляло органичное слияние актера и образа. Но это еще нельзя было назвать мастерством. В игре Урбанского эмоциональность оказалась сильнее зрелого, собранного владения характером.

Прекрасно, могла путь актера в искусстве открывается образом могучим. Первая роль — важный, но и опасный рубеж. Сколько раз видели мы, «ак, ослепленный успехом, актер ставил перед собой только одну цель — сниматься, сниматься! Сниматься в чем попало, подряд, одновременно, играя все хуже, беднее, одно и то же, теряя приобретенное вначале.

Урбанский избежал такой опасности. Он поступил в труппу драматического театра имени К. С. Станиславского, где и началась школа мастерства. Мы встречаем его в серьезных и разных ролях. Это Петр Петрус в «Такой любви», Март в «Блудном сыне», Мышлаевский в «Днях Турбиных», Ричард в «Ученике дьявола», Ян в «Первом дне свободы».

Второй работой Урбанского в кино была роль проводника Сергея Степановича в фильме «Неотправленное письмо». Даже внешне он мало походил на Василия. Урбанский искал иной характер.

Скупо обрисованный драматургами характер замкнутого, мрачноватого, внешне бесстрастного человека требовал объяснения. Почему он именно такой? Это, размышлял актер, — человек, молодые годы которого исковерканы войной. Поэтому он одинок, замкнут, угрюм. Тем более сильным, необычным должно быть его внезапно возникшее чувство к Тане.

Таким показал нам Урбанский проводника. Был ли это шаг вперед? Пожалуй, нет. Образ получился прямолинейнее и несравненно беднее Губанова. Трудно винить в этом актера. На всех исполнителях «Неотправленного письма», фильма своеобразного, вообще лежала печать некоей скованности и бесстрастности: о чувствах героев рассказывали не столько актеры, сколько постановщик и оператор.

В «Балладе о солдате» Урбанский сыграл небольшую роль инвалида Василия, с которым повстречался Алеша Скворцов.

Эпизодическая роль требует от актера отточенной техники. Надо найти образ сразу, с первого кадра, с первой реплики.

Мы заметили знакомую вихрастую голову среди вокзальной толпы. Вот Урбанский — Василий резко обернулся. На лице — возбуждение и глубокая складка горечи. Чувствовалось, что это человек бурный, сильный. Но силу его будто подкосили, поставив нет костыли.

В этом кадре — весь образ, найденный сразу, скупой, единый, как сжатый в горе кулак. Дальше актеру остается лишь углублять, выписывать найденное, рисуя отчаяние героя, душевное смятение, искру веры. Здесь все сильно, остро, точно. Смех, вдруг прорвавшийся от соленой солдатской шутки. Этой скупой деталью актер будто распахивает дверь в прежнюю жизнь Василия. А вот настоящее — сцена встречи с женой. Сначала, не видя её, не веря в её приход, обмер он, впившись руками в костыли, — весь страдание, боль, отчаяние.

В образе Василия Урбанский по-своему показал частицу горькой правды военных лет.

Этой ролью началось творческое содружество актера с режиссером Г. Чухраем. Очевидно, новая встреча нужна была им обоим. Ведь общение настоящих художников никогда не обрывается концом съемок.

Сейчас Урбанский закончил работу над главной ролью нового фильма Чухрая «Чистое небо». Его герой, летчик Астахов, проходит сложный путь. Здесь и война, и плен, и «воскрешение из мертвых», и трудные поиски счастья. Путь актера еще весь впереди. Но и сейчас ясно: Урбанский начал правильно. Он не втиснул свое дарование в некий «типаж», «амплуа». Помог здесь театр, помогло то счастливое обстоятельство, что снимался он у трех очень разных и очень интересных режиссеров, и, конечно, помог собственный талант. Урбанский о своих ролях говорит: «Смотрю, и теперь что-то не нравится... Сейчас я сыграл бы не так...»

Это драгоценная черта для актера!

Просмотр

Скарлетт Йоханссон подает на развод

Скарлетт Йоханссон подает на развод с мужем французским журналистом Романом Дориаком.

Развод пары наступает через несколько месяцев после того, как выяснилось, что Скарлетт и Ромен расстались.

32-летняя актриса Ghost in the Shell подала в суд на Ромена в Верховном суде Манхэттена во вторник. Она сказала, что их брак «безвозвратно нарушен», и попросила судью предоставить ей основную опеку над их двухлетней дочерью Розой Дороти Дауриак.

Адвокат сказал: «Она хотела бы переехать во Францию ​​вместе со своей дочерью».

Скарлетт и Ромен поженились вскоре после рождения Розы в 2014 году. Церемония состоялась на частном ранчо в Монтане.

Это второй развод Скарлет. Она и звезда Дэдпула Райан Рейнольдс развелись в 2011 году после почти трех лет брака. 

Просмотр

Дисней рассматривает продолжение фильма «Красавица и чудовище»

Последний хит Диснея, римейк «Красавица и чудовище», завоевал популярность среди зрителей.

В недавнем интервью Deadline президент производства Disney Шон Бейли (Sean Bailey) подтвердил, что студия рассматривает возможность саги или сиквела.

Но не ждите прямого продолжения сказки, столь же древней, как время. После неудачи Алисы через зазеркалье, студия опасается попыток другого продолжения классического фильма в своем каноне.

Независимо от того, что студия решит, в ближайшие годы Disney собирается выпускать новые ремейки своих анимационных фильмов, в том числе: Mulan, который не будет мюзиклом, Король Лев и Алладин. 

Просмотр

Чарли Шин говорит, что знает, какие другие звезды инфицированы ВИЧ

Чарли Шин утверждает, что знает, какие звезды являются ВИЧ-положительными, но пообещал сохранить эту информацию конфиденциальной.

В среду (22 марта) победитель «Золотого глобуса» был показан в программе Kyle & Jackie O Show - австралийской программе для завтрака - и честно обсудил свою собственную борьбу с ВИЧ.

Затем, когда ведущий открыл тему и спросил Чарли, есть ли другие звезды, которые являются ВИЧ-положительными, которые не решаются сказать это,

51-летний мужчина сказал: «Есть, и я знаю, кто они, но я оставлю этот секрет».

Затем Чарли начал разговор о «чудо-наркотике», который он получает, чтобы сохранить здоровье.

Он сказал: «Вот абсолютная ирония судьбы - с чудо-лекарством, на котором я нахожусь, это PRO-140, я на самом деле более безопасен, чем люди, имеющие риск заразиться»

В ноябре 2015 года актер Angger Management объявил о своем ВИЧ-положительном статусе.

Просмотр

Актриса Шэннен Доэрти борется за запрет торговли собачьим и кошачьим мясом

Шэннен Доэрти на мероприятии для Animal Hope & Wellness Foundation заняась борьбой против потребления человеком собак и кошек.

С помощью своего брата-лоббиста Шона, звезда объединилась с вашингтонскими законодателями, чтобы поговорить о новом законопроекте 1406 года о праве на торговлю собакой и кошкой.

Для Шеннен, как и для многих других, недопустимо разрешать потребление животных, которые дают нам гораздо больше, чем просто общение.

«Мы, как американцы, обучили собак делать удивительные вещи - они защищают от пуль наших офицеров и обнюхивают бомбы ... Они являются частью нас и мы должны вставать и защищать наших животных».

Актриса, работающая с Фондом Animal Hope & Wellness Foundation в Лос-Анджелесе, говорит, что борьба с раком дала ей новую перспективу в жизни: «Наличие рака приводит вещи в иной фокус».

Кажется, что ее борьба с раком дала ей силу и решимость не только бороться с болезнью, но и бороться за тех, кто не может помочь себе. 

Просмотр
Наверх