Александр Блок и кино

Редактировать
Просмотров 1
Александр Блок и кино

16 ноября исполняется 136 лет со дня рождения великого русского поэта Александра Блока.

Современник ярких исторических событий, он отразил в своем творчестве черты бурной, неповторимой эпохи. Дыханием века, его бурь и тревог овеяны лучшие произведения поэта. Тонкий и проникновенный лирик, Блок был честным художником и мужественным патриотом Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как неудержимый «мировой пожар», уничтожающий все отжившее, костное. Страстно звучит его призыв, обращенный к современникам: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте Революцию».

Творческое наследие поэта, помимо стихотворений и поэм, включает также его статьи и заметки о литературе и искусстве. Одна из малоизвестных страниц этого наследия связана с кинематографом. Поэт был очень внимателен к зарождавшемуся русскому кино, пытался осмыслить новые возможности искусства «десятой музы».

Что давали поэту частые прогулки по вечернему, а нередко и ночному городу? «Но я люблю свою погибель, как мокрых улиц тишину». Не в эти ли минуты все чаще обращался он в мыслях к синематографу — Чудо-зрелищу», магу и волшебнику современной ему толпы?

Петербург начала века трудно представить себе без «мигающего синема». Город и кинематограф — уже неразделимые — входят в круг размышлений поэта. «Городские» стихи А. Блока полны то нежной грусти перед «мерцаньем», «обманом», «пустынностью» города то чуть ли не преклонения перед его «газом», «дымогарью», «электрическим сном наяву». И вдруг среди всего этого — веселое пятно экрана, «забава», «мимолетная мелочь» жизни, где, сидя в темноте, можно мечтать

1. «И грезить, будто жизнь сама

Встает во всем шампанском блеске,

В мурлыкающем нежно треске

Мигающего cinema!»

2. «Кинематографы на Невском растут как грибы», — радостно сообщал своим читателям популярный тогда журнал «Сине-фоно». Где они только не возникали! В маленьких квартирках, каких-то сараях, заброшенных ателье. На родной улице Александра Блока, Офицерской, их было целых три: «Дона-Глория», «Мираж» и «Эльдорадо».

3. «Кинематограф вечером» — таков новый мотив писем и заметок поэта. Обычно рассказы о кино дружелюбны, но не без иронии, этакой усмешки и над собой — зрителем и над экраном — искусителем. Особенно когда речь идет о каком-нибудь «боевике» В этих случаях А. Блок делал записи в стиле Ната Пинкертона, шутливо пародируя штампы очередной «мировой фильмы». 4. «Сегодня вечером я приеду за тобой на своем автомобиле, в Лештуков переулок (там было совершено какое-то преступление), и мы отправимся на мои золотые прииски. Постарайся обмануть тетку... Твой Александр Блок». И они шли на Большой проспект Петербургской стороны — в «Мулен-Руж», «Лиру» или «Кристалл-Палас».

М. Бекетова вспоминала, что А. Блок «любил забираться в какое-нибудь захолустье, туда, где толпится разношерстная публика, не нарядная, не сытая и наивно впечатлительная, и сам предавался игре кинематографа с каким-то особым детским любопытством и радостью».

Иронизируя над «знатным бароном» или «таинственным зетом» — героями салонных драм и боевиков, — А. Блок тем не менее пристально всматривался в новое искусство кино, которым тогда оно еще, в сущности, и не было. Его пугали пошлость, безвкусица, коммерция, опутавшие тогдашнее кинопроизводство. Но одновременно кино влекло к себе и много обещало.

Из «Записных книжек» за 1907—1908 годы.

6 марта: «На полотне кинематографа тореадор дерется с соперником. Женский голос: «Мужчины всегда дерутся».

26 апреля: «Китайский фонарик». Так назывался кинематограф на Садовой улице, который, вероятно, посещал А. Блок.

Из письма к матери от 5—6 декабря 1908 года: «Оттепель. Петербург и кинематографы мне опять нравятся».

Дневник, 6 декабря 1912 года: «Вечером — и вчера и сегодня — уличные миниатюры с кинематографом, — живее много театрального».

Таких записей немало в дневниках поэта. «Записная книжка» Блока дарит мелкие подарки, извлекая из бездны забвенья и возвращая даты полузабытым событиям», — писала Анна Ахматова. Вот одна из них — 20 апреля 1914 года: «Вечером мы смотрели Асту Нильсен в «Гиганте». В тот день там шел фильм «Беспокойная девчонка». Имя датской актрисы все чаще мелькает в записях поэта. «...Ему нравилась Аста Нильсен, — вспоминала артистка В. Веригина. — Впрочем, она тогда нравилась нам всем, не могла не нравиться».

Постепенно предметом симпатий А. Блока становится новый кинематограф — противник «красивых уютов» и горохового пальто Ната Пинкертона. Это искусство в чем-то сродни близким ему литературе и театру. Особенно театру. Если раньше, на заре «cinema», поэт считал, что театр имеет мало общего с кинематографом, то впоследствии изменил это мнение. А. Блока всегда привлекал реализм, добротная «проза» мастеров Московского Художественного театра. «Очень люблю психологию — в театре. И вообще чтобы было питательно». И вот там решают поставить «Розу и крест». Роль Изоры предназначалась для О. Гзовской, которая в те годы уже снималась в кино. Запись от 19 мая 1916 года: «В игре Гзовской есть искусство. Умеренность и благородство (сравнительно) обличают Московский Художественный театр. Это — новый период кинематографа, который теперь пойдет, вероятно, по России...» Примечательно, что в этих записях А. Блок одним из первых в России анализирует игру театрального актера в кино, отмечает те качества его таланта, которые ярче могут раскрыться на сцене или на экране.

Поэт восторженно встретил Октябрьскую революцию. В ноябре 1917 года ВЦИК пригласил в Смольный представителей художественной интеллигенции, чтобы обсудить вопрос об ее участии в строительстве новой жизни.

Среди них был и А. Блок. «Может ли интеллигенция работать с большевиками?» — на этот вопрос анкеты поэт ответил вполне определенно: «Может и обязана». В августе 1918 года А. Блок получил предложение написать сценарий для кинематографической фирмы «Русь». Режиссер А. Санин, знакомый А. Блоку еще по МХТ, писал: «...Нет ли у Вас, дорогой Александр Александрович, чего-либо готового для кино, или нет ли у Вас мысли, позыва написать что-либо для кино — Вы можете это сделать и красиво, и глубоко, и значительно...» На это предложение А. Блок вскоре ответил: «Готового для экрана у меня ничего нет, но я не раз думал писать для него; чувствую, однако, всегда, что для этого надо найти в себе новую технику». К сожалению, в бумагах поэта нет никаких следов работы над сценарием. Однако показательно уже само по себе желание работать в кино, попытаться освоить его своеобразный язык. Жаль, что это желание осталось неосуществленным.

Кинематографическая «страничка» в жизни А. Блока, отмеченная его трогательной любовью и вниманием к «десятой музе», — одна из интереснейших в наследии великого поэта России.

Рассказать друзьям:

Сейчас в кино:

Двадцать восемь панфиловцев

24 ноября 2016 г.
военный, драма
Просмотр

Фантастические звери и места их обитания

17 ноября 2016 г.
семейный, приключения, фэнтези
Просмотр

Союзники

24 ноября 2016 г.
военный, боевик, драма, мелодрама, триллер
Просмотр

Одиссея

27 октября 2016 г.
приключения, биография
Просмотр

Сейчас в читают:

Баллада о доблестном рыцаре Айвенго

Интересно было бы все-таки прикинуть, сколько поколений людей зачитывалось знаменитым романом Вальтера Скотта со времени выхода в 1819 году его первого издания. С той, еще пушкинской поры, когда на русский язык его название переводили как «Ивангое». Поколений восемь-девять, наверное. Не меньше. А роман жив до сих пор! Сочинение английского романиста и сегодня пленяет нас благородством и мужеством героев, заставляет сострадать их неудачам, искренно ненавидеть их врагов.

Для фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» сценарист Леонид Нехорошев и режиссер-постановщик Сергей Тарасов отобрали один из центральных эпизодов романа, связав в единый драматургический узел сложные взаимоотношения лишь некоторых его персонажей. Это история о том, как оруженосец короля Ричарда Львиное Сердце Айвенго (Петерис Гаудиньш), чья честь запятнана ложным обвинением, его отец Седрик Сакс (Леонид Кулагин) и прекрасная леди Ровена (Тамара Акулова) были захвачены в плен двумя злобными рыцарями-храмовниками. Узники томятся в Торкилстоне — укрепленном замке одного их храмовников, барона Фрон де Бефа. Однако вольные стрелки, к которым присоединился и обманутый предателями Ричард Львиное Сердце (Ромуальд Анцанс), штурмом берут замок и освобождают пленников.

Ярким и красочным получился этот фильм. И одновременно суровым, подчас жестоким, каким и был мир в XII веке, когда происходили события, описанные Вальтером Скоттом. Мастерски, с интереснейшими подробностями снятый рыцарский турнир, острые, бескомпромиссные поединки, где сражаются н метким словом, и тяжелым мечом, благородство одних н подлое коварство других — все это не оставит зрителя равнодушным и уж никак не позволит ему скучать на протяжении всех полутора часов киносеанса.

К тому же, есть в фильме еще один притягательный элемент.

Несколько десятков лет назад режиссер Сергей Тарасов поставил фильм о той же эпохе. Он назывался «Стрелы Робнн Гуда». Многое роднит данную работу С. Тарасова с той кинолентой. И стилистика постановки, и фигура самого Робин Гуда, предводителя вольных стрелков, в исполнении того же актера Бориса Хмельницкого, я, наконец, песни Владимира Высоцкого. Пять мощных и страстных баллад были записаны популярным певцом и поэтом еще во время работы над картиной о Робин Гуде, однако не вошли в ее окончательную редакцию. Теперь они звучат в поэтической легенде об Айвенго.

И происходит нечто удивительное. Ведь абсолютно современная лексика стихов Высоцкого и ритмика его исполнения вроде бы совсем не соответствуют картинам английской жизни восьмисотлетней давности. Баллады эти скорее комментируют экранные события, нежели составляют с ними единое, органическое целое. Однако именно в этом столкновении — один из «ключей» к пониманию образного и смыслового строя фильма о рыцаре Айвенго. Здесь, в кадрах, где звучат баллады, и происходит то неуловимое и не имеющее четкого названия чудо, которое соединяет в бесконечную, но единую цепь человеческой истории события, давно минувшие, и день сегодняшней.

Разве люди читают лишь одни романы Вальтера Скотта? Существует и более достоверная литература о той же эпохе. И, конечно же, известно, что вся несметная рать крестоносцев, явившаяся на «святую землю» якобы во имя «спасения гроба господня», вела себя там ничуть не лучше, чем рыцари-храмовники, предстающие в романе Вальтера Скотта как мрачные носители абсолютного зла. Все знают, что Ричард Львиное Сердце в действительности был жестоким и мстительным властителем. Но уж такова магическая сила искусства, и нелепо обижаться на английского романиста за искажение исторической правды. Зато в романах своих он дал миру прекрасные, достойные подражания образцы благородства, душевной чистоты и верности долгу.

И потому так уместны в фильме о временах рыцарства баллады Владимира Высоцкого, отражающие наше, современное, восприятие прочитанного и увиденного на экране. Одна из этих баллад целиком посвящена книгам романтичным и героическим. Она звучит в том эпизоде, когда герои сходятся в смертельной схватке с врагом на стенах замка Фрон де Бефа.

Просмотр

Комедия про любовь

Сказочная история, которая снята в комедийном жанре с элементами мистики, вызывает у зрителя неподдельный интерес. Наш главный герой очень несчастный человек, но достаточно богат. Он владелец очень большой корпорации, но для этого ему пришлось пожертвовать своей любимой девушкой. Прошли годы, а он все еще жалеет про это расставание, но скоро его жизнь очень круто изменится, но он покуда об этом и не подозревает. На улице канун Рождества, а это очень волшебное время, когда могут происходить самые невероятные чудеса. Так произошло и с нашим героем: странным образом он оказывается в пастели со своей возлюбленной, а дети его будят. Наш парень находится в шоковом состоянии и не знает, что ему делать? Он женат. У него есть дети и большой собака. Нужно идти на работу, а работает он в одном автомобильном магазине. Нужно во всем разобраться, так как его терзают смутные сомнения, которые нужно срочно развеять, так как он просто может сойти с ума. Проходит время, и он понимает, что не может жить без этих любимых и родных людей, которые ему стали очень близки и дороги, но его прежняя жизнь, как ее вернуть обратно? Вопросов очень много, а ответов нет. Рождество приносит всегда очень неожиданные и приятные сюрпризы, которые иногда похожи на реальность. Нужно просто верить в чудеса.

Просмотр

Доктор Стрендж - интересные детали и подробности, о которых вы не знали

Доктор Стрендж – 14 кинематографическая лента во вселенной MARVEL и первый полнометражный фильм, главным героем которого будет одноименный персонаж. Задумка перенести Стренджа со страниц комиксов на большой экран появилась еще в далеких 80ых годах, однако экранизация все время откладывалась по той или иной причине. Поэтому этот фильм можно назвать многострадальным.

Первые попытки снять полнометражную ленту начинались в 1986 году, но съемки под руководством Боба Гейла так и не начались. В 1989 переписывался сценарий, который так и не заинтересовал ни одну студию. В итоге, права на персонажа гуляли от компании к компании до тех пор, пока не вернулись в MARVEL STUDIO. Вот такой вот тернистый путь прошел Доктор Стрендж чтобы попасть на киноэкран.

Изначально, студия пригласила на главную роль Вигго Мортенсена, но он отказался из-за напряженного графика съемок. Дальнейший кастинг пропустил через свое сито чуть ли не весь Голливуд. На роли рассматривались: Джаред Летто и Джони Дэп, Том Хардли и Мэттью Макконахи, и еще много, много известных актёров. Даже Бенедикт Камбербэтч поначалу отказался от роли, однако впоследствии изменил свое решение.

На роль Старейшины, которая в итоге досталась актрисе Тильдае Суинтон, первоначально рассматривались одни мужчины. Режиссёр решил сделать этого персонажа женщиной, чтобы показать, что Сарейшина, это прежде всего титул, а не сам человек. А если бы рассматривали на роль мужчин, то досталась она бы Моргану Фриману.

Доктор Стрендж – удивительный и прекрасный фильм, который поражает визуальной составляющей сильнее всего. На него стоит пойти прежде всего именно из-за «красоты картинки», отличной игры актёров и неплохого сюжета. А для фанатов киновселенной MARVEL просмотр просто обязательный.

Просмотр

Выход седьмого сезона сериала "Игры престолов"

Итак, выпуск сериала перенесли сначала с апреля на май, а затем на июнь 2017 года. Отсрочка премьеры связана со слишком солнечной погодой в Северной Ирландии, где сейчас проходят съёмки. О чем нам это может говорить? О том что, наконец-то, пришла зима!

Будем надеяться что Винтерфелл соберет в 7 сезоне всех оставшихся Старков вместе, так в конце 6 сезона туда прибыли Санса Старк и Джон Сноу. По прогнозам, туда в 7 части прибудет и Арья Старк, а позже и их самый младший братец.

Если вспомнить что в последних сериях 6 сезона у Брэна было видение о родителях Джона Сноу, скорее всего, именно в этом сезоне он это все и поведает Джону.

Фотографии со съемок медленно, но уверенно просачиваются в сеть. На недавних фото можно увидеть Джона Сноу вместе с Тирионом Ланистером в окружении дотракийцев, что говорит нам о скором визите Дайенерис в Вестерос.

Звезды сериала вовсю прогнозируют кто умрет, а кого из героев вернут к жизни. Так, в недавнем интервью, Эмилия Кларк (Дайенерис Таргариен) сообщает нам, что она скорее всего одержит победу над Серсеей Ланистер благодаря флоту, дотракйцам и драконам. Хотя все же оставляет малый шанс на то, что слишком хорошего героя, который добился всего могут и убить. А актриса, исполняющая роль Сансы Старк, предполагает, что именно её героиня будет убита в 7 сезоне, но также не исключает возможности воскрешения некоторых ключевых героев, умерших в предыдущих сезонах.

Так исполнитель роли кхала Дрого мужа Дайенрис в последнее время часто выкладывает в сеть снимки своей семьи, отдыхающей в Ирландии. А недавно, в своем Инстаграмм он опубликовал фото на котором

сидит в одном из Ирландских пабов, неподалеку от места съемок нового сезона,

и выпивает со съёмочной группой "Игры престолов".

Просмотр

Лучшие сериалы о врачах

Приближается день медицинского работника. Напомним, что празднуют его в 3-е воскресение июня. Сегодня люди, наконец, перестают бояться ходить в поликлиники. Во многом это обусловлено тем, что профессия медика была популяризована множеством сериалов. Какие сериалы медицинской тематики можно считать лучшими? Мы вам расскажем.

«Доктор Хаус». Это классика, хит и главный шедевр от кинематографа, прославляющий работу врача. Обаятельный социопат Грег Хаус пришелся по душе миллионам зрителей по всему земному шару. Этот сериал сломал все стереотипы, которые только имелись о врачах и их работе. Показана работа отделения диагностики. Сериал имеет полудетективный характер. Хаус и его интерны, как настоящие сыщики, выясняют, какое же именно заболевание у их пациента. Безусловно, в сериале также освещаются непрофессиональные отношения врачей. Сериал «Доктор Хаус», кажется, собрал все награды, которые только может собрать сериал.

«Анатомия страсти». Сериал повествует о медицинской практике интернов в одной из клиник Сиэтла. Тут их готовят к тому, что, возможно, спустя лишь малое время они станут настоящими светилами. Разумеется, имеют место разнообразнейшие интриги. Кроме того, показана жизнь интернов вне клиники.

«Скорая помощь». Этот сериал освещает будни приемного отделения. Действие происходит в Чикаго. Наиболее важная тема, которая поднята в сериале: отношения пациента и медика. Сериал показывает жизнь медработников очень достоверно.

«Доктор Куин: женщина-врач». Героиня сериала богата. Тем не менее, она бросает свою семью и уезжает на Дикий Запад, чтобы лечить людей в маленьком поселении. Как потомственный врач, она делает это весьма успешно. Однако после умирает одна из пациенток, и женщина-врач берет на себя ответственность за воспитание ее детей.

«Клиника». Это еще один хит, который наравне с «Доктором Хаусом», любим многими, в том числе и врачами. Сериал этот комедийный. Однако поднимаются в сериале и серьезные проблемы – социальные, личностные и т.д.

Просмотр
Наверх